"Таганка" обновленная и обновляющаяся

Источник: "Московская промышленная газета" №18
Автор: Кирилл Зиновьев
2 июня 2005 г.

"ТАГАНКА"
обновленная
и обновляющаяся


ОАО «Московский шинный завод», одно из крупнейших и стабильно развивающихся предприятий города, переживало разные времена. Были годы, когда здешней «Таганке» по сути и конкурировать-то было не с чем: других шин москвичи просто не знали. Но в последние десятилетия на российском рынке стала активно продвигаться аналогичная продукция из других регионов, а главное - зарубежные шины. Чтобы не остаться на обочине спроса, московским шинникам пришлось предпринимать срочные меры. Это совпало с тем периодом, когда главным акционером завода стало Правительство Москвы, которое помогло найти средства на реконструкцию и техническое перевооружение предприятия, привлечь новых партнеров, в том числе и зарубежных. С одним из них - немецкой компанией Continental AG - МШЗ одно время связывал большие надежды на будущее. Даже было создано совместное предприятие. Но в конце прошлого года немцы решили выйти из состава акционеров нового завода. -Не потеряет ли завод без немецких акционеров запланированной динамики развития? - с этого вопроса началась беседа нашего корреспондента с генеральным директором ОАО «Московский шинный завод» Владимиром ЕЖОВЫМ.

-Вне зависимости от присутствия или отсутствия Continental AG наши планы остались прежними: к концу 2005 года мы должны довести выпуск продукции до 2,7 млн. шин в год, к концу 2006 - до 3,5 млн. Для достижения этих целей мы и начали техническое перевооружение производства основ¬ной площадки МШЗ с замены старого, изношенного оборудования на новое - современное и высокотехнологичное. Именно этот процесс здесь сейчас в разгаре. Уже в прошедшем году смонтировано и введено в эксплуатацию 16 единиц нового оборудования. Капитальные вложения выросли по сравнению с 2002 годом более чем в 7 раз и составили 305 млн. рублей. На очереди еще порядка 30 единиц и новая линия «Квадроплекс». Доведем процесс до планируемых результатов - можно будет с уверенностью говорить о преодолении, по крайней мере, технического отставания от ведущих мировых производителей шин.
- Как отразилось начатое техническое перевооружение на качестве производимых заводом шин?
- Сегодня у нас неплохие результаты: лабораторно-дорожные испытания показывают, что шины МШЗ по тормозным характеристикам и управляемости на сухой дороге примерно на одном уровне с импортными аналогами. Да и по шумообразованию практически равноценны. А вот на мокрой дороге уступают зарубежным. Работаем над этим. Особое внимание уделяем повышению комфортабельности езды при вы¬соких скоростях движения. Весьма актуален и вопрос топливной экономичности нашей продукции - цены на бензин постоянно растут. Так вот по этому показателю шины МШЗ при скорости движения до 120 км/час в среднем на 5% превосходят аналогичную продукцию ведущих брэндов.
Недавно мы опробовали в лабораторных условиях состав современных протекторных материалов для так называемых «зеленых» и «дождевых» шин. Результаты исследований показали, что шины с подобным протектором будут иметь сцепление с мокрой дорогой ничуть не хуже западных. И при этом - более низкие потери на качении, что повысит безопасность движения при плохих погодных условиях, позволит снизить потребления бензина при высоких скоростях движения.
- Как сможет оценить проводимую работу реальный потребитель?
- Благодаря вводу в эксплуатацию нового участка, оснащенного высоко прецизионным сборочным оборудованием РС-2, мы уже разработали и ввели в производство малые серии шин класса «премиум». 2004 год стал для нас своего рода рекордным: освоили новую для себя скоростную «планку» для легковых шин - «W» (270 км/ч), создав первую в России сверхнизкопрофильную высоко скоростную шину с посадочным диаметром 17дюймов-235/45В-17, мод. М-300. За внедрение новейшего импортного оборудования по выпуску низкопрофильных шин М-300 для иномарок представительского класса в марте этого года заводу присуждена премия имени А.Н. Косыгина. Будем расширять и ассортимент наших зимних шин класса «премиум» - за счет ввода в строй протекторной линии «Квадроплекс». Речь идет об уникальной линии программирования деталей шин, впервые используемой в шинной промышленности России, которая позволяет производить одновременно протекторы из 4-х резиновых смесей, что, в свою очередь, дает возможность стабилизировать габариты деталей до 0,1 мм, снизить силовую неоднородность и динамический дисбаланс. Таким образом, мы сможем создавать новые поколения низкопрофильных шин (ниже 45-й серии) и запускать их в серийное производство.
- Не скажется ли отрицательно техническое перевооружение предприятия на экологической ситуации вокруг него? Отрицательно - нет. А вот положительно - непременно. МШЗ первым из российских шинных заводов приступил к реконструкции подготовительного цеха - самого «экологически неблагоприятного» участка производства. Мы закупили, смонтировали и готовим к пуско-наладке новую линию резиносмешения фирмы Buzuluk. Демонтируем длинные, дорогостоящие, но при этом ненадежные транспортные системы доставки техуглерода к смесителям. Их заменяют герметичные «биг-беги». Образование пыли резко снижается. Прекращаем изготовление гранул маточных смесей и их транспортировку пневмотранспортом с характерными для этого процесса повышенным пылением и дополнительными выбросами резиновой крошки в атмосферу. А внедряемая новая конструкция резиносмесителей позволит расширить ассортимент применения гранулированных материалов с пониженным пылеобразованием при изготовлении резин. За счёт исключения из проекта нескольких производств и замены оборудования на экологически безопасное уже в 2004 году на тридцать процентов снизились выбросы в атмосферу.
-А сами шины? Ведь это тоже экологически не безопасная продукция?
- Наши конструкторы и технологи постоянно работают над улучшением экологической безопасности шин. Внедряем современные западные разработки, направленные на повышение топливной экономичности. Вводим в эксплуатацию новые сборочные станки, форматоры-вулканизаторы, линии по изготовлению гермослоя. Совершенствуем конструкции и технологии, направленные на снижение потребления бензина и обеспечение герметической точности при высоких скоростях движения. Высокопрочный отечественный полиэфирный корд, на основе которого сейчас выпускаются даже самые обычные шины МШЗ, это позволяет.
Что касается шин класса «премиум», так они вообще производятся с применением импортного термообработанного корда - на основе полиэфира и с оптимизированным содержанием натурального каучука. Благодаря этой технологии мы смогли первыми в России осуществить перевод производства на изготовление массовых шин с посадочным диаметром 14 и 15 дюймов в однослойном исполнении. А изменения в технологии сборки позволили нам заметно сократить потребление бензина за - счет расширения применения полимерной серы и повышения клейкости.
- Некоторые ваши коллеги убеждены, что разработка современной шины - настолько непростая, ресурсоемкая работа, что в России ее самостоятельно осуществить нереально. Единственный выход - найти иностранного партнера с готовыми технологическими решениями. Вы с этим согласны?
-И да, и нет. Идти в ногу со временем, безусловно, нелегко. Что и говорить, проще, когда есть иностранный партнер с готовыми решениями. Но, как мне представляется, лучше всегда рассчитывать в первую очередь на свои силы. Мы сегодня широко используем и зарубежный опыт, и отечественные разработки. А низкопрофильные шины для отечественных автомобилей разрабатываются как заводскими конструкторами, так и проектными российскими организациями. Отечественная школа конструирования имеет неплохие традиции! Между прочим, первая в СССР легковая шина с металлокордным брекером была разработана при активном участии конструкторов МШЗ и имела в маркировке модели «МИ» упоминание об авторстве Московского шинного завода. Репутация этой модели столь высока, что она до сих пор производится на некоторых российских заводах.
- В прессе после выхода Continental AG из совместного проекта промелькнуло мнение, что для иностранных инвесторов основной проблемой работы с Московским шинным заводом является то, что его крупный совладелец – столичное правительство. Другими словами, сложно создать предприятие, когда приходится взаимодействовать с одной стороны - с сильным и влиятельным менеджментом, с другой - московскими властями?
- Более странного мнения мне не приходилось выслушивать. Любая иностранная компания, приходящая на российский рынок, сталкивается с российскими предприятиями, существующими чаще всего в форме акционерных обществ, которые рассматриваются законом как объединение капиталов, что, как мне кажется, подразумевает наличие более одного акционера. А там, где больше одного, всегда договариваться труднее. На мой взгляд, именно присутствие московского правительства в составе акционеров повышает привлекательность МШЗ в глазах иностранных инвесторов, увеличивает надежность, гарантированность и эффективность проекта. Что же касается менеджмента, то я думаю, любой инвестор должен только приветствовать наличие сильного менеджмента, с которым можно разговаривать «на одном языке». Да и акционерам общества от этого только польза.
- Хотите сказать, что даже номинального присутствия Правительства Москвы в составе акционеров Московского шинного завода вполне достаточно для успешной работы предприятия?
- Ну почему же номинального? С момента, когда в сложном для нас 1999 году городские власти заняли активную позицию по защите предприятия и город приобрел контрольный пакет акций, мы не обделены вниманием и помощью. Пяти членов совета директоров общества - представители города. Председатель совета директоров - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики Е. А. Пантелеев. Поэтому проблемы завода известны основному акционеру «из первых рук». Наши стремления к значительному укреплению позиции МШЗ на шинном рынке, созданию продукции более высокого качества находят у мажоритарного акционера полную поддержку - и политическую, и финансовую. Так, за 2002-2003 годы Правительство Москвы выделило МШЗ бюджетные инвестиции на сумму, эквивалентную 10 млн. долларов, а в 2004 году - еще на 5 млн. долларов. Это не говоря уже о текущей помощи в хозяйственной деятельности.
- А что город - как акционер, активно принимающий участие в развитии предприятия, - получил взамен?
-Со своей стороны мы делаем все для того, чтобы инвестиции города ему же и вернулись, но по другим статьям доходов. Еще в 2002 году разработали план перспективного развития завода, который поддержал Департамент науки и промышленной политики города Москвы. Начали с того, что закрыли нерентабельное производство грузовых шин и переориентировали предприятие на выпуск легковых шин. В 2003 году при поддержке Правительства Москвы приступили к полномасштабному техническому перевооружению производства по всему технологическому процессу, начиная от изготовления резиновых смесей и заканчивая вулканизацией автопокрышек. Уже сегодня, находясь в процессе технического перевооружения и модернизации производства, мы удвоили поступления в бюджет в форме налогов. По результатам финансовой деятельности и показателям финансовой отчетности, а также по размерам налоговых отчислений Московский шинный завод отнесен к категории крупнейших налогоплательщиков. Хочу заметить, что, начиная с 1992 года, когда завод прошел процедуру приватизации, и до 2002 года уставный капитал предприятия составлял всего 1 430 000 рублей. К сегодняшнему же дню он вырос в 240 раз и составляет 343 млн. 200тыс. руб., а номинальная стоимость акций увеличилась в 120 раз. По сравнению с 2002 годом - годом, предшествовавшим началу технического перевооружения, активы предприятия увеличились почти в 3 раза. А по сравнению с 2003 годом - на 23%: Ныне они составляют 1 млрд. 531 млн. руб. Так что, думаю, МШЗ для города - неплохой источник вложения средств.
- Как МШЗ строит отношения с автозаводами города?
- Интересы московских производителей автомобилей для нас - среди приоритетных. С ЗИЛом, например, Московский шинный завод связывают многолетние партнерские отношения. На 100% обеспечиваем его потребности в шинах для комплектации автомобилей «Бычок». Планируем участвовать в тендере, проводимом «Автофрамосом», на право комплектовать автомобиль Renault Logan.
Работаем и с другими отечественными заводами. В прошлые годы их комплектация составила 10 – 15% от общих объёмов нашего производства. Продолжается поставка нашей продукции для комплектации автомобилей «Волга» - на ГАЗ. В прошлом году начали поставлять шины 195/70Р – 16 и для «Газелей». А уже в нынешнем году стали комплектовать «ВАЗ», «ИЖ-АВТО», «Росладу». В целом же количество поставляемых шин на комплектацию возросло в три раза. По итогам работы за 2004 год «АвтоВАЗ» и «ИЖ-АВТО» назвали Московский шинный завод «надежным поставщиком». Это, согласитесь, очень приятно. Ну, а в целом в 2005 году запланировано довести наши поставки на автозаводы России до1,5 млн. шин, заметно расширив и ассортимент моделей.
- Как известно, около 20% доходной части бюджета Москвы дает реальный сектор экономики. Но из тысячи с лишним работающих предприятий столицы лишь первые 300 обеспечивают 90% этих поступлений. Остальные лишь «числятся», но не работают. Какую лепту вносит Московский шинный завод? Как проводимое техническое перевооружение, которое предполагает, в принципе, снижение показателей деятельности предприятия, сегодня отразилось на финансовом состоянии завода?
-Хотя мы и проводим техническое перевооружение и реконструкцию в условиях действующего производства, но по объему выпуска легковых шин Московский шинный завод сохраняет пятое место среди отечественных производителей. В 2004 году выпуск продукции составил 2 млн. 144 тыс. шин, Ежесуточный объем производства возрос с 5,5тыс. штук до 7,5 тыс. Динамика первого квартала текущего года позволяет сделать вывод: и в 2005 году объем производства будет увеличен не менее чем на 17%. Таким образом, с момента начала реконструкции увеличение объемов произойдет в 1,6 раза. То есть даже в этот трудный для предприятия период нам удалось не только сохранить уровень прибыли от продаж, но и несколько увеличить его, доведя до 78 млн. рублей. При этом налоговые платежи в бюджеты всех уровней (не только в городской) возросли на 15% и составили почти 200 млн. рублей.

Кирилл Зиновьев

 
Модель M-299
"SNOW IDEAL"
205/60 R15
НА ГЛАВНУЮ ПРОДУКЦИЯ ДИЛЕРЫ ТЕХНОЛОГИИ МШЗ СЕГОДНЯ НОВОСТИ РЕКЛАМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР СВЕДЕНИЯ ОБ ЭМИТЕНТЕ
TAGANCA © 2000-2007   ОАО "МОСКОВСКИЙ ШИННЫЙ ЗАВОД" ТАГАНКА