Рука Москвы

Источник: "Московская промышленная газета"
Автор: Олег Вадимов
24 июня 2005 г.

- Ну что, совсем разгромили завод? -пошутил министр Евгений Пантелеев, пройдя по цехам Московского шинного завода... Неудивительно, что министр был заинтересован ходом работ, - город, как-никак, владеет контрольным пакетом акций Московского шинного, а руководитель Департамента науки и промышленной политики Евгений Пантелеев председательствует в совете директоров этого акционерного общества.

А в цехах действительно шел "разгром". Углубляли фундаменты под новое оборудование, передвигали стены, устанавливали новые опоры... Мы уже рассказывали о том, что недавно на ОАО "Московский шинный" завод прошло собрание акционеров, на котором руководство завода отчиталось по итогам 2004 г. и рассказало о планах, намеченных на 2005 г. Так как вокруг завода началась какая-то возня, пошли какие-то слухи, то нам придется более подробно описать истинную ситуацию на МШЗ. Но статистику хотелось бы предварить двумя рассуждениями.

Обратим для начала внимание на одну цифру - за первые пять месяцев 2005 г. объем производства продукции на предприятии вырос на 31%. Темпы поистине удивительные. И это происходит на предприятии, фактически принадлежащем городу! Для которого именно город разработал схему льготного финансирования, предоставлял кредиты, вместе с заводскими менеджерами обсуждал стратегию развития, модернизации, изменения номенклатуры выпускаемой продукции! А нас в течение всех пореформенных лет экономисты старались (и стараются по сей день) приучить к мысли, что государство должно полностью уйти из экономики, оно, дескать, неэффективный хозяин и неумелый менеджер, лишь мешающий рынку, который сам, коль ему чиновники мешать не будут, даже на березе ананасы вырастит.

Так ли это? Видимо, далеко не так. Возьмем хотя бы МШЗ. Вот что говорит о роли государства в развитии завода генеральный директор Владимир Ежов:

- Хочу отметить ту помощь, которую оказало заводу Правительство Москвы как акционер, владеющий более 50% акций. В 2004 году из средств городского бюджета мы получили 95 млн. Из них 45 млн. - бюджетный кредит сроком на 5 лет с компенсацией части процентной ставки за пользование кредитом. 50 млн. составила бюджетная субсидия для закупки и монтажа технологического оборудования...

Видимо, именно политика поддержки промышленности и науки, откровенный патернализм городских властей позволили Москве поднять темпы развития индустрии до уровня, намного опережающего общероссийский. У нас -17%, по всей России - чуть больше четырех! Думается, что Москва демонстрирует, что все же ошибаются сторонники безоглядного либерализма в экономике.

Это - первое. И второе - обратим внимание на то, когда и какие слухи вдруг поползли вокруг МШЗ. Во-первых, стали говорить, что раз с завода ушел немецкий партнер (фирма "Континенталь"), значит, дела на предприятиях плохи. Якобы завод вообще из Москвы намерены убрать, ибо он экологически вреден. Что продукция его не выдерживает сравнения с иностранными аналогами. И когда начались все эти разговоры? Как ни удивительно, но как раз в то время, когда Московский шинный твердо встал на ноги, нашел свой ликвидный товарный ряд, с головой ушел в реконструкцию. Иными словами, стал для кого-то лакомым куском...

Будем иметь это в виду, возвращаясь на собрание акционеров. Повторим некоторые данные из отчетного доклада генерального директора ОАО "Московский шинный завод" Владимира Ежова:

- По свидетельству федеральной службы государственной статистики, производство шин в России в 2004 году увеличилось на 1,5% и составило 38 млн. Из них для легковых автомобилей было произведено 25 млн. шин. По объему выпуска легковых шин Московский шинный завод сохранил пятое место среди отечественных производителей шин.

Генеральный директор отметил, что работа общества в 2004 г. была направлена на реализацию программы технического перевооружения предприятия, которая началась в 2003 г. В соответствии с этой программой было закрыто производство грузовых шин, оказавшееся нерентабельным, и предприятие было полностью переориентировано на выпуск шин для легковых автомобилей. В связи с этим доля шин с маркой "Таганка" на рынке выросла и составила 8,4%. По темпам роста производства шин завод занимает второе место в отрасли.

В 2004 г. выпуск шин составил 2 млн. 144 тыс., что на 7% больше объема выпуска прошлого года. За прошлый год ежесуточный объем производства вырос с 5,5 тыс. (в 2003 г.) до 7,5 тыс. штук. Динамика наращивания объема производства за 5 месяцев 2005 года - 31 % -позволяет сделать вывод, что в целом за год объем производства будет увеличен не меньше чем на 25%. Будет достигнут объем 2 млн. 700 тыс. шин.

- Таким образом, - констатирует Владимир Ежов, - объем производства с начала реконструкции возрастет в 1,5 раза, а по сравнению с 1998 годом удвоится.

В прошлом году, отчитывается директор, реализация продукции составила 1 млрд. 236 млн. рублей. Более 40% продукции поставляется российским автозаводам, среди которых крупнейшими партнерами являются АМО "ЗИЛ" и Горьковский автомобильный завод. С этими автогигантами московские шинники имеют соглашения о долгосрочном сотрудничестве. В прошлом сезоне также начались поставки шин на "АвтоВАЗ", "ИЖ" и "РОСЛАДУ". Количество шин, поставляемых по комплектации, возросло более чем в три раза. Объемы поставок на экспорт составили 116 млн. рублей, что в 2,5 раза превышает уровень, предшествующий началу реконструкции.

- В результате мер, предпринимаемых в течение всего года, - подытоживает директор, - уровень рентабельности достиг 7%, превысив показатели 2003 года. Работа, направленная на увеличение объемов производства, на экономное расходования сырья, материалов и энергии, позволила снизить затраты на производство продукции на 8,4%. А если сравнить с 2002 годом, результаты еще более ощутимы - затраты снижены на 23%.

За счет внедрения на заводе 46 энергосберегающих проектов затраты на потребление энергии также снижены: к уровню 2003 г. - в 1,6 раза, к уровню 2002 г., т.е. году начала реконструкции, - в 1,9 раза. Это позволило заводу сэкономить по сравнению с 2003 г. 40 млн. рублей, а к уровню 2002 года - 60 млн. рублей. Эти показатели достигнуты на фоне роста тарифов на электроэнергию на 13% и на пар - около 35%. Мероприятия по экономии сырья и материалов позволили суммарно сэкономить 70 млн. рублей при росте цен на сырье в среднем на 10%, а на каучуки и металлокорд соответственно на 27-40% и 13%.

Директор отметил, что все сэкономленные средства были направлены на компенсацию роста цен на энергоносители и сырье и на повышение заработной платы. По сравнению с 2003 годом она выросла на 24,3%. В итоге средняя зарплата за декабрь 2004 г. составила почти 13 тыс. рублей, а за апрель-май этого года - 14 тыс. рублей. (Кстати, в 2005 году она увеличится еще на 20%.)

- В настоящий момент, - говорит Владимир Ежов, - завод производит под торговой маркой "Таганка" около 70 моделей легковых и легкогрузовых шин для автомобилей отечественного производства и иномарок. Выпускаемые заводом 16-дюймовые шины для скорости 240 км/ч не имеют аналогов в России. В прошедшем году разработана и представлена на , автосалоне "Автомотошоу-2004" первая в России сверхнизкопрофильная 17-дюймовая высокоскоростная шина М-300 для скоростей до 170 км/ч. За внедрение оборудования для производства подобных шин заводу присуждена премия им. А. Косыгина.

Выпускаемые заводом шины безопасны в эксплуатации при различных погодных условиях. 25 моделей предназначены для эксплуатации зимой, 30 - летом, 10 имеют всесезонный рисунок протектора.

Это - коротко об итогах. А какие планы ставит завод на будущее?

Стратегической задачей директор считает расширение ассортимента шин. Приоритетами в развитии качества он называет повышение безопасности движения при высоких скоростях, топливную экономичность и комфортабельность езды.

- В декабре 2004 года, - информирует Владимир Ежов, - подтверждено действие сертификатов соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISО-9001. В рамках дальнейшего развития системы 30 специалистов завода прошли обучение и получили международные сертификаты, подтверждающие полученные знания по соблюдению особых требований автосборочных предприятий системе менеджмента качества поставщиков. В 2005 году обучение руководителей и специалистов будет продолжено.

Особое внимание Владимир Ежов уделил реконструкции завода. Еще на прошлом годовом собрании акционеров было принято решение направить чистую прибыль, полученную за 2003 г., на финансирование реконструкции предприятия.

- Докладываю результаты, - сказал директор собравшимся акционерам. - На 2004 год пришлась основная часть работ по подготовке зданий, сооружений, фундаментов к монтажу оборудования и проведению пусконаладочных работ, изготовлению оснастки и освоению нового оборудования. Нужно было и обучить персонал работе на этом новом оборудовании. Было закуплено 23 единицы крупного технологического оборудования на сумму 403 млн. рублей. В 2004 г. смонтировано и введено в эксплуатацию 16 единиц оборудования. Капитальные вложения составили 305 млн. рублей и выросли к уровню 2003 года в 1,7 раза, а по сравнению с 2002 годом - в 7,5 раза. ,

Директор отметил, что завод вначале приступил к реконструкции, подготовительного цеха -экологически самого неблагоприятного участка производства. Для этого была закуплена и сейчас монтируется и готовится к пуску новая линия резиносмешения. Демонтируются дорогостоящие, но ненадежные транспортные системы доставки технического углерода к смесителям. На смену им приходит герметичные "биг-беги", что позволяет резко снизить образование пыли. Заменяется и другое оборудование, которое загрязняло атмосферу пылью и резиновой крошкой. Новая конструкция резиносмесителей позволит расширить ассортимент применения гранулированных материалов с пониженным пылеобразованием.

В итоге работ, проведенных в 2004 г., на 30% снизились выбросы в атмосферу. Улучшились экологические показатели и за счет того, что для окраски шин теперь применяются импортные составы на водной основе.

- В планах завода, - сказал директор, - в 2005 году закончить второй этап технического перевооружения. Для этого необходимо будет купить, смонтировать и пустить в эксплуатацию шесть гидравлических вулканизаторов, кольце-делательный агрегат и другое оборудование. Завершит оформление технологического процесса производства современных сверхнизко-профильных и высокоскоростных шин третий этап, который будет включать приобретение, монтаж и пуск в эксплуатацию 20 импортных гидравлических вулканизаторов с контейнерами для секторных пресс-форм. Будет приобретена и высокотехнологичная линия для профилирования протекторов и боковин, позволяющая производить протекторы одновременно из четырех резиновых смесей. Это даст возможность стабилизировать габариты деталей, улучшить другие показатели и в итоге повысить комфортабельность езды.

Мы уже называли суммы, которые вложило в завод Московское правительство. Все это весьма благоприятно сказалось на финансовом состоянии предприятия. В 2004 г. активы завода выросли на 23% и составили 1 млрд. 531 млн. рублей. Консолидированные активы ЗАО МШЗ к уровню 2004 г. выросли в 1,8 раза и составили 2 млрд. 289 млн. рублей.

По оценке директора, основой такого роста явилась покупка акций ЗАО "Московский шинный завод -"Континенталь" и вклад в уставной капитал нового оборудования. Против года, предшествующего реконструкции, основные средства и другие внеоборотные активы выросли в три раза.

- Хочу отметить, - подчеркнул директор, - что по сравнению с 2002 годом завод стал совершенно иным. Это качественно другой завод, в разы богаче и дороже. Этот факт не мог остаться незамеченным. Завод становится объектом пристального внимания и интереса как партнеров и инвесторов, так и конкурентов и откровенных недоброжелателей.

Но как завод сумел расплатиться с теми кредитами, которые выделило ему Правительство Москвы? По словам Владимира Ежова, отказ от производства грузовых шин позволил заводу увеличить прибыль до 78 млн. рублей. Завод исправно платит налоги, которые увеличились и составляют сейчас 178 млн. рублей. Так что никаких проблем с погашением кредитов нет и не предвидится.

- С 1995 года по 2002-й, - подчеркивает Ежов, - уставной капитал завода составлял всего 1 млн.430 тыс. рублей. К сегодняшнему дню номинальная стоимость акций увеличилась в 120 раз, а уставной капитал - в 240 раз. Ныне он составляет 343 200 тыс. рублей.

Многих интересует история с фирмой "Континенталь", с которой в 2003 г. Московский шинный завод образовал совместное предприятие, распавшееся в октябре 2004 года по инициативе немецкого партнера.

- В декабре прошлого года, - говорит директор, - мы подписали соглашение об урегулировании отношений в связи с прекращением совместного проекта. По условиям этого соглашения, СП "Московский шинный завод - "Континенталь" было переименовано в ЗАО "Московский шинный завод М", а МШЗ полностью выкупил принадлежащие "Континенталю" акции и стал собственником предприятия с уставным капиталом почти в 30 млн. долларов. Оценивая данную сделку, отметим, что приобретение 76% акций нового завода общей номинальной стоимостью 522 млн. рублей - экономически весьма выгодная операция. Кроме того, ее результатом стало то, что оборудование, установленное там немецким партнером в качестве взноса в уставной капитал, досталось заводу. Таким образом, новый завод стал адекватен Московскому шинному заводу. Он уже начал производить шины. В 2005 г. мы ждем от новой площадки 250 тыс. шин, в 2006-м - 1,5 млн. и в 2007-м - 3 млн. шин.

Директор уверен, что уход фирмы "Континенталь" не изменит планов завода. В 2006-2007 гг. два завода выпустят 6-6,5 млн. шин. Это, так сказать, долгосрочная перспектива. Но руководство завода наметило четкие планы и на более короткий срок - до конца 2005 г.

- Приоритеты на 2005 год, - говорит Ежов, - давно определены. Это, во-первых, рост объемов производства на 26%. Рост объема поставок на комплектацию до 1,5 млн. шин, на экспорт - на 20%. Будет увеличено производство 15-, 16- и 17-дюймовых шин. Доля зимних шин должна достигнуть 30% от общего объема. Будет продолжаться пуск оборудования, уже приобретенного по программе модернизации, и начнется закупка оборудования для третьего этапа реконструкции. В планах завода - рост рентабельности, снижение затрат энергии, сырья и материалов, снижение трудоемкости, решение экологических проблем, улучшение качества шин...

Словом, как видим, завод развивается, и "рука Москвы", т.е. помощь Московского правительства, играет здесь явно не последнюю роль.
Олег ВАДИМОВ
 
Модель M-299
"SNOW IDEAL"
205/60 R15
НА ГЛАВНУЮ ПРОДУКЦИЯ ДИЛЕРЫ ТЕХНОЛОГИИ МШЗ СЕГОДНЯ НОВОСТИ РЕКЛАМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР СВЕДЕНИЯ ОБ ЭМИТЕНТЕ
TAGANCA © 2000-2007   ОАО "МОСКОВСКИЙ ШИННЫЙ ЗАВОД" ТАГАНКА